четверг, 25 февраля 2016 г.

Встал и выжил! Самарский Stand Up.

Да-да, друзья. В Самаре есть своя ячейка стенд-ап направления. И мне в прошедший вторник довелось с ней познакомиться. Выступает коллектив в т.н. ретро-баре "Зайцы" (о котором я расскажу чуть позже) по вторникам и воскресеньям - это свободный микрофон (далее "опенмайк"). Не сказать, чтобы я был в полном восторге, но видимо я по традиции оказался в правильном месте в нужное время, чтобы совместить неприятное с бесполезным. Шучу, на самом деле, не всё так плохо, как кажется! Влад, один из резидентов (внезапно мой товарищ по потоку в институте) признался: "Ты попал на самое х...ёвое выступление". В ответ на резонный вопрос: "Обычно лучше?", он ответил: "Обычно не так х...ёво". А почему - сейчас буду объяснять.
В первую очередь, коснёмся заведения. Находятся "Зайцы" на 3 этаже молла ПаркХаус, найти несложно. Интерьер, конечно, приятный, мини-сцена просто отличная, в лучших традициях жанра. Цвет оформления, приглушённый свет... всё бы ничего, если бы не пара больших жирных "но" - заведение не имеет собственного бара и полностью зависит от кормушки в зоне боулинга/бильярда, а каждый раз ходить через двери - за 3 того самого и 2 колодца - радости мало. Дополнительный бонус в том, что дверь надо закрывать, а то видите ли господам в адидасовских трениках сильно шумят бильярдующие из-за двери, и мешают слушать комика, которого они один хер не слушают - попробуйте на обратной дороге открыть дверь с парой кружек пива в руках. Если вы не баварская официантка с Октоберфеста, хер получится. Насчёт господ в адидасах - это второе "но". Заведение не имеет фейс-контроля как такового, поэтому там со спокойной душой могут собираться те, кого из приличных мест обычно гонят ссаными тряпками (в данный конкретный вечер зал был под завязочку забит быдло-школотой, пришедшей поселфиться, поорать, попрыгать друг на друге и обсудить последний спайсовый приход - всё что угодно, но только не слушать стенд-ап).
Есть там, в кормушке бильярдной, пиво с названием "Крючок". Необоснованное оно, название. Не цепляет "Крючок", ни вкусом, ни тем более ценой.
Перейдём к самому мероприятию. Выступление шло с переменным успехом. Я, конечно, ещё не успел разобраться, кто из выступавших кто, ведь это опенмайк, и выйти на сцену может кто угодно, мнящий себя комиком. Часто, видимо, бывает так...


Упоротое тело с несмешными шутками, исполнявшее обязанности ведущего, как мне поведали позже, было выбрано на пробу в порядке эксперимента. Остальные выступавшие по мере сил жгли, кто напалмом, кто галоперидолом. По мере сил, потому что кто-то шутил смешно, а кто-то просто зачем-то выходил на сцену. Но греха таить не буду, в нескольких местах я ржал в голос, ради именно этих моментов я туда пошёл, и не пожалел.

Конечно, стендаперов понять можно - жанр сильно завязан на аудиторию и взаимодействие с ней, а когда на тебя смотрят пустые глаза людей, не понимающих твои шутки, не умеющих задать адекватный вопрос на импровизацию, не доросших мозгами выше пояса - тут любое желание блистать остроумием сморщится. Бисер перед свиньями? Ну, типа того. Я, конечно, посоветовал убрать бесплатный вход и накинуть хотя бы по 100р. на присутствующего, чтобы излечить вечную болезнь бесплатных мероприятий. Заключается она в том, что них приходит народ, который в принципе припёрся куда-то от нехер делать, и не знает, куда припёрся и зачем. А необходимость отдать за вход 100р., вроде незначительную сумму - очень сильно отфильтрует трафик и оставит только тех, кто пришёл целенаправленно. Но ребята боятся, что тогда на их выступления будет ходить полтора землекопа. Что ж, поживём-увидим, ввести платный вход, как и отменить его, никогда не поздно.


А теперь, посмотревши снаружи, предлагаю заглянуть внутрь. Да, я помучил Влада вопросами, и герой нашего сегодняшнего интервью - резидент Самарского Stand Up'а Владислав Долгих. 

- Сколько уже существует проект? Ты в нём с самого начала, или пришёл позже?
- Проект существует более трёх лет, наверно даже четыре года. Я в нем года полтора. 
- А как решил податься в стэнд-ап? Ты же не особо участвовал во всяких СТЭМах в универе.
- Я ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть СТЭМ и КВН. считаю их ненужными институтами. Вот здесь более подробно:


(здесь цитирую, а заодно и ссылаюсь на его канал на ТыТрубе - гляньте, занятно)


А в стенд-ап я решил пойти потому, что это сугубо авторский контент. Как полет мысли, реализованный монологом на сцене. 
- Есть у вас система резидентов или что-то наподобие?
- Да. Причем как система она появилась не так давно. 
- Это постоянный состав? Или люди приходят-уходят?
- У нас есть постоянный состав, восемь человек. Из них двое появляются на самом деле крайне редко. Иногда на отчетные концерты мы зовем гостей из Тольятти. А есть некоторые ребята, которые не являются резидентами, но мы их тоже зовем на отчетные концерты. 
- Про коллектив чуть подробнее. Как отношения складываются? Что про ребят сказать можешь?
- Отношения в коллективе отличные. Ребята все хорошие, часто вместе пишем, добиваем друг другу шутки. Но это чисто резиденты. Те, кто приходит выступить на опенмайках, с теми мы видимся только там. 
- Нужен какой-то кастинг, или в рамках свободного микрофона любой выходит и шпарит что угодно?
- Свободный микрофон, он на то и свободный, что выступить может каждый. Главное - записаться за полчаса до начала. Комику дается 4 минуты. И если смешно, то можно ещё выступать, если не смешно, то включается музыка, и комик покидает сцену. 
-  Можно ли стать резидентом по результатам своего выступления?
- Последний резидент был выбран в ноябре прошлого года. Он выиграл организованный нами турнир в ТЦ ПаркХаус. Я стал резидентом, когда вошел в пятерку победителей турнира в ТЦ Аврора. А вообще, если появится человек, который будет хорошо и смешно выступать, то без сомнения мы можем его записать к нам в резиденты и без всяких турниров. 
- Стэнд-ап - это сложно? Многие ли справляются на свободном микрофоне?
- Стенд-ап это п...дец как сложно! Нужно осознавать, что процентов 90 материала, который ты напишешь и расскажешь на опенмайке, окажется полным дерьмом. "Справляются" - это неправильное слово. Оно не отображает полной картины. В общем, это глубокий вопрос, я как смогу хорошо на него ответить, обязательно скажу. 
- Как охарактеризуешь сферического стендапера в вакууме?
- Сферический стендапер в вакууме - это стендапер, который делает смех даже там, где его никто не видит. Вот мой главный критерий. Остальное в таком стендапере должно быть его личным предпочтением: стиль, манера общения, темы для разговора, культурная принадлежность и тд. 
- А кто-то из коллег по микрофону совпадает с этим определением?
- Никто не совпадает. Особенно я сам. 
- Ты сказал, что это было самое х...ёвое выступление. Как считаешь, почему?
-  Атмосфера. Это не было похоже на стенд-ап. Это даже не было похоже на квартирник. Это было похоже на цирк, где концентрация клоунов превышала все допустимые нормы. 
- И почему именно в "Зайцах"? Есть же другие места. Вы и в "Тухтин"е выступали, если я не ослышался. А ещё где?
- Ну в ПаркХаусе мы изначально выступали, в помещении, где боулинг/бильярд. Потом открылся бар и мы переместились туда. Вот список мест где проходили опенмайки: "Тухтин" на Тухачевского, "Тухтин" на Нагорной, бар "Ван Гог", "Ягра", "Дорогая, я перезвоню". В некоторые из них, возможно, вернемся. Некоторое время у нас на неделе было по 4 опенмайка на разных площадках. Так же иногда мы гоняем в Тольятти в бар "Штаб Квартира". 
- Сильно ли зависит желание выступать от аудитории? Какая вообще бывает аудитория?
- Хороший вопрос. Очень сильно. Я всегда стремлюсь к аудитории, которая целенаправленно пришла на стенд-ап, готова слушать и иногда думать. Если Вы приходите выступать с материалом, который требует некоторого раздумья среди аудитории, а там сидит спайсовое быдло, то желание выступать очень сильно пропадает. Аудитория бывает очень разная. Бывает аудитория, которая приходит послушать шуточки про х@й/п#$ду/е^лю. Бывает более утонченная. И если речь пошла про аудиторию, то я назову тип аудитории, которая мне иногда попадается. Я назвал такой тип "А где Руслан Белый?". Такие люди думают, что если они пришли на опенмайк, то сейчас начнется золотой дождь из шуток. И как правило ошибаются. 
- Часто ли не понимают шутки?
- В моем случае слишком часто. Мне очень нравится шутить на самые различные темы: от Исламского Государства до горизонта событий и N-мерное пространство. Люди зачастую смеются над тем, что касается конкретно их (комедия наблюдений), над шутками-обманками (думают об одном, а им говорят другое). Я стараюсь смотреть за грань своей головы. Не всем людям это нравится. 
- То есть, жопносортирные шутки заходят легче, чем интеллектуальный юмор?
- Конечно, прямо как в "Идиократии" (х/ф реж. Майка Джаджа - прим. автора). Заметил в последнее время, что интеллектуальных шуток все меньше и меньше. Да и если честно, я даже в своих выступлениях стараюсь интеллектуальный юмор делать более примитивным (оксюморон какой-то). 
- О чём шутят чаще всего?
- Секс. Наверное, половина всех шуток. 
- А вот допустим, импровизация "вопрос-ответ". Сложно ли дать остроумный ответ на тупой вопрос? Вообще, насколько успех шутки зависит от заданного вопроса?
- Импровизация - это лотерея. Можно смешно ответить на тупой вопрос, можно тупо ответить на смешной вопрос, можно тупо ответить на тупой вопрос. Сложно, на мой взгляд, отвечать на смешные вопросы, потому что после смешного вопроса тебе надо придумать более смешной ответ. Успех шутки очень сильно зависит от вопроса. Чем более общий вопрос, тем вариативнее твоё пространство при формировании ответа. Если вопрос более узкого назначения, приходится оперировать в данной области. 
- Ну так-то да... Когда та шибко умная мадам спросила выступающего "Как часто у тебя падает?", я сам бы не придумал ничего лучше чем "Не чаще, чем встаёт"... А что насчёт алкоголя на мероприятиях? Употребляете? Чувак, который вёл вечер, по ходу, хорошо принял.
- Мы иногда позволяем себе выпить кружку-другую пива. Но в основном, без него. А тот чувак был трезвый. 
- То есть он всегда такой?
- К сожалению, да. 
- Ты упомянул, что якобы сейчас вы "скатились на дно" - а раньше как было?
- Аудитория другая. Атмосфера другая. Комики действительно старались и писали. Да много каких моментов. Раньше, приходя на стенд-ап, было чувство, что это некий маленький театр. Сейчас это некий маленький цирк. Но я думаю, вскоре мы вернемся на былой уровень. Я искренне надеюсь на это. 
- Что раздражает больше всего?
- Когда люди не умеют вовремя уйти. Особенно со сцены. 
- Для чего вообще была создана вся эта тема? Какие-то меркантильные планы на будущее, или просто для души?
- Понятия не имею. Не я создавал. Я знаю, для чего шёл я - развивать в себе качества, которые мне необходимы для моей деятельности. Ну а от денег никто не откажется, поэтому меркантильность в любом из комиков присутствует, я думаю. 
- Чего бы хотел от аудитории?
- Ничего. Пусть всё будет, как есть. Любая аудитория дает ситуацию, которую нужно анализировать, выносить из неё урок. Это в каком-то смысле закаляет. 
- Как видишь развитие проекта в дальнейшем? Свою роль в этом?
- Если честно, я не знаю, и не хочу загадывать. Думаю, что следующие пара лет станут решающими. Про себя пока ничего не скажу, я даже не знаю, где буду жить уже этим летом. Но если останусь в Самаре, то сто процентов буду участвовать во всех акциях, а также непосредственно работать над развитием проекта. 
- Будем надеяться, что всё будет супер. И напоследок! Расскажи шутку про горизонт событий?
- Виталий Кличко улетел в космос и попал на горизонт событий. Теперь он занимается тем, что сегодня смотрит в завтрашний день. 
- (смеюсь) Тонко, тонко. Спасибо! Обязательно ещё загляну к вам на выступления.


В общем и целом, несмотря на все неровности, стенд-ап - дело интересное. И посвятить ему пару вечеров, как минимум ради расширения кругозора, стоит. А там и втянуться можно. Ребята стараются, не сидят на жопе, так что всё впереди. Простор для манёвра, как и для развития - есть. Первичный вердикт: с пивом покатит! И да, у них есть группа в контактике.

Если статья понравилась - Вы знаете, что делать =)

Комментариев нет:

Отправить комментарий