вторник, 10 мая 2016 г.

О бедном фрилансере замолвите слово.

Всем привет.
Сегодняшняя статья затронет такую интересную тему, как фриланс. У многих о фрилансерах складывается противоречивое впечатление. Кто-то видит в них продвинутых и независимых спецов, эдакий работник сам на себя, занимающийся любимым делом и живущий себе в удовольствие. Другим они представляются бездарными расп_дяями, клепающими на коленке кривые проекты за сущие гроши, никогда нигде не работавшие и так далее. Мол лучше обратиться в агентство, чем фрилансер ушатает твой проект.
Впервые, согласно Педивикии, этот термин употребил товарищ Вальтер Скотт в романе "Айвенго", в значении "средневековый наёмный воин". Можно сказать и так. Это человек, мотающийся от заказа к заказу, эдакий наёмник от разных сфер - от веб-дизайна до строительства. Традиционно в России почему-то принято называть фрилансерами таких кадров именно в сфере интернет-рекламы, создания и продвижения сайтов и подобного, хотя тот же самый "домашний мастер на час" или водитель Газели, вывозящий строительный мусор в частном порядке, так же является фрилансером. Рассмотрим поподробнее.

  

На самом деле, в чистом виде бизнесом это обозвать нельзя. Скорее, проектной деятельностью. Проблема заключается в том, что рынок фриланса в России, хоть и развивается, как говорят некоторые (включая ту же Педивикию), но, как мне кажется, находится в состоянии некоторого п_деца. Поясню. Как происходит выполнение проекта на основе привлечения наёмников? Есть заказчик, которому по некоторым соображениям претит заключить договор с полноценной фирмой, а проще и удобнее расплатиться наличкой с сольным исполнителем (рассматриваем вариант, когда исполнитель и заказчик находятся в одном городе), либо переводом безнала карта-карта, или всяческими быдлосервисами типа Киви-кошелька (которые, как мне кажется, малость охуели с комиссиями, а по функционалу давно уже уступают тому же Онлайн-Сбербанку, который можно использовать и вертеть на своём усмотрении почти что как угодно). Также имеется человек, который в свободное время не прочь подзаработать, занимаясь тем, что он знает и умеет.
Не важно, что умеет делать этот человек: чинить розетки, пилить сайты, строчить тексты или переводы, да хоть преподавать мастер-классы онанизма вприсядку! На ловца - зверь. Как только эти двое встретились и договорились об оказании услуг - всё. Второй может сразу считать себя фрилансером.
К слову, проституток-индивидуалок и жиголо, трудящихся в поте лица, не покладая х.. эм, ну вы поняли, рук - тоже можно причислить к рядам фрилансеров, только от другой сферы.
А не на_бут ли, часом?
В таком взаимодействии, как водится, есть нюанс. Если учесть, что фрилансер обычно не регистрирует ни И.П., ни тем более чего-то более серьёзного, заключить с ним договор можно только как с частным лицом, а это муторно и никому не надо. В первую очередь возиться не охота самому наёмнику. Отсюда возникает вопрос - а ежели кто окажется крысой и кинет вторую заинтересованную сторону? Или, к примеру, положит большой и толстый на соблюдение устных договорённостей?
В принципе, всё довольно просто. Ни у одной из сторон нет интереса кидать другую. Если учесть взаимодействие между людьми в том же вашем Интернете, то с однажды кого-то кинувшим просто никто больше не будет иметь дела. И ещё один немаловажный момент заключается в том, что в рамках подобной сделки кинуть кого-то будет примерно как в том анекдоте:
- А я таксиста сегодня наебал.
- Как наебал?
- Денег отдал, а сам не поехал.
Грамотный заказчик не отдаст денег до тех пор, пока не увидит воочию результат выполненной работы. И самое надёжное в этом плане занятие - торговля интеллектуальной собственностью. Разработал какую-нибудь неведомую х_ню по техзаданию, продал заказчику готовые к употреблению исходники, а дальше он разберётся. К примеру, если заказчик заартачится после того, как вы почините ему розетку или сделаете ему стрижку - выпилить обратно проделанную работу будет нелегко.
Поэтому, к примеру, сам я при выполнении работ на такой основе не ленюсь под завершение приехать к заказчику лично с результатами работы на флешке, всё показать и рассказать. Ежели что-то не понравится, я оставляю за собой право послать заказчика на х_й, и максимум, что останется у него на руках - демонстрационные образцы, с которыми, по факту, ничего толком и не сделаешь, кроме как посмотреть и убедиться, что да, оно существует. В этом случае заказчику невыгодно обострять - сроки поджимают, исходники отдадут только после оплаты, искать кого-то нового ни времени ни желания, а всё уже готово.
В этой ситуации разве что будет считаться дурным тоном со стороны фрилансера пытаться менять условия сделки на конечном этапе, пытаться заказчика нагнуть и сотворить прочую мерзость. Но адекватный наёмник не станет портить себе репутацию. Чуть позже объясню, почему.
Система, всегда система.
За последние лет, наверное, пять-десять стали активно плодиться т.н. биржи фриланса. Погуглите - найдёте с десяток, как пить дать, а то и больше. В своё время там можно было отхватить интересный проект. Сейчас эта ниша оформилась, стала считать себя закрытой и элитной, а перефразируя Артёмия Татьяновича Лебедева,
"Как только сообщество начинает считать себя элитным и закрытым, тут-то оно и накрывается медной п_здой."
Сейчас, чтобы отхватить что-то, кроме х_йца сочного, на бирже фриланса, там нужно приобрести премиум-аккаунт. Куда ж без него, родимого. Отвали N-ную сумму в месяц, и сможешь в проект. Владельцы биржи тоже хотят кушать, и вкусно. Без премиум-аккаунта ты просто не сможешь оставить заявку на выполнение. Поэтому биржи плотно обсижены олдовыми фрилансерами с жирными портфолио, для которых отвалить эту самую сумму в месяц уже не проблема. Да и те кидаются на каждый размещённый заказ с энтузиазмом голодных пираний. А заказы-то, в общем, тоже редко встречаются адекватные...


Портфолио, кстати, это типа трудового стажа при обычной работе. И здесь все те же самые закономерности. Нет опыта, то бишь портфолио, подтверждающего твои заслуге - можешь смело идти по известному адресу. К сожалению, даже по этому адресу не наберёшься ни опыта, ни результатов, которые можно будет показать. Что же делать в этом случае? А ничего - слать биржу туда же. Только если Вы не рисуете в Фотожопе, как ребёнок-даун в Пейнте.


Как показывает практика, искать заказы таким образом - дело весьма неблагодарное. Самое первое, с чего стоит начать - это самопиар. Нужно понемножку, основываясь на личных контактах, выполнять заказы, пускать о себе слух по сарафанному радио, активно общаться с людьми и, не дожидаясь, пока попросят или поинтересуются, предлагать себя. Как в сраном сетевом маркетинге, пусть у знакомых и знакомых знакомых висит в трее напоминалочка о тебе, а ещё лучше - визитка в бумажнике. И когда ему вдруг приспичит записаться на курсы онанизма вприсядку, он обязательно вспомнит о тебе.
Здесь работает ещё один фактор - шапочное знакомство. Ведь неизвестный мастак из далёкого Мухосранска легко может взять деньги и растаять в закате, а тебя, того самого, которого хорошо знает шурин третьей жены двоюродного дяди заказчика, в случае чего ведь можно и найти.
Таким образом можно заиметь базу хороших клиентов, которые знают, что ты делаешь быстро, делаешь смачно, и просишь недорого. И они будут рады тебе помочь, рассказав о тебе друзьям. 

Так и вы, дорогие читатели, можете помочь мне, рассказав обо мне друзьям =) 
Во-первых, кнопочки "поделиться" - внизу. А во-вторых, я оказываю услуги технического дизайна и компьютерной помощи. Вам нужно нарисовать оперативную карту, макет наружной рекламы, полиграфической продукции, постера? Банально обработать фотографии, или же к примеру зачистить дату с фотоотчётов (когда просто обрезать фото - недопустимо, да-да, и такое бывает!). Или даже (Тссс..!) обработать скан документа. Тогда Вам, дорогой читатель, ко мне.
Ну а ежели ваш комп трахает мозги, или породил некую страшную проблему - тоже обращайтесь, помогу чем смогу. Почти что 99% компьютерных проблем разрешимы моими силами. Оставшийся 1% - это ежели Вы угробили железо.
Спасибо, что дочитали до конца. Ваш дружелюбный сосед, Саркастичный Мечтатель. До новых встреч!

Комментариев нет:

Отправить комментарий